117418, г. Москва, проспект Нахимовский, д.31, корп.2 +7 (800) 101-92-72 (61-36) osp@gostinfo.ru

Заявителям

Главная Заявителям

Заявителям

Общие требования к заявителю

В зависимости от вида объекта сертификации (сертифицируемого персонала) заявитель должен соответствовать требованиям

ГОСТ Р 1.17-2017 «Стандартизация в Российской Федерации. Эксперт по стандартизации. Общие требования»

ГОСТ Р 56041-2014 «Оценка соответствия. Требования к экспертам по сертификации продукции, услуг, процессов»

ГОСТ Р ИСО 19011-2021 «Оценка соответствия. Руководящие указания по проведению аудита систем менеджмента»

ГОСТ Р 57523-2017 «Бережливое производство. Руководство по системе подготовки персонала»

ГОСТ Р 66.0.01-2017 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Общие положения, требования и руководящие принципы»

и иным документам по стандартизации в соответствии с областью аккредитации Органа по сертификации персонала.

Процедура сертификации

Сертификация персонала в органе по сертификации персонала осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 56937-2016 «Оценка соответствия. Правила проведения добровольной сертификации персонала», схемой сертификации системы добровольной сертификации (рег. РОСС RU.0001.03НСС0), ДП-ФИС-ОСП-7;8;9-06-2024 «Система менеджмента качества Органа по сертификации персонала. Документированная процедура «Сертификация персонала» и включает в себя реализацию следующих этапов:

Этап 1

Подача заявителем заявления (заявки) на сертификацию с прилагаемым комплектом документов.

Этап 2

Анализ заявки на правильность заполнения и представленных документов на полноту содержащейся в них информации.

Этап 3

Принятие решения по заявке.

Этап 4

Назначение ответственных экзаменаторов для проведения процедуры экзаменования.

Этап 5

Формирование программы экзаменования и направления на экзамен.

Этап 6

Проведение экзамена.

Этап 7

Принятие решения о возможности выдачи (отказе в выдаче) сертификата соответствия.

Этап 8

Оформление сертификата, регистрация в реестре системы добровольной сертификации и выдача сертификата.

Этап 9

Инспекционный контроль за сертифицированным персоналом.

Методы и критерии оценивания при первичной и повторной сертификации

Оценка компетентности сертифицируемого персонала осуществляется посредством проведения экзамена в соответствии с ДП-ФИС-7;8;9-06-2024 Система менеджмента качества Органа по сертификации персонала. Документированная процедура «Сертификация персонала».

В зависимости от объекта сертификации процедура экзаменования может состоять из одной или нескольких нижеследующих мероприятий:
письменный экзамен: выполнение тестовых заданий (40 вопросов) для оценки компетентности кандидатов в профессиональной деятельности;
устный экзамен: предоставление ответов на вопросы по билетам (3 вопроса);
практическое задание (деловая игра): кандидаты могут быть приглашены для выполнения практических заданий, которые позволяют оценить их способность применять знания и навыки в реальных ситуациях;
портфолио: кандидаты могут представить портфолио своих работ, проектов или достижений, чтобы продемонстрировать свой опыт и компетенции;
иной надёжный объективный способ.

Формат экзаменования определяется экзаменатором по согласованию с руководителем Органа по сертификации персонала на этапе принятия решения по заявке.

В случае наличия у сертифицируемого персонала учёной степени и/или практического опыта в соответствующей области не менее 10 лет, и/или правительственных (ведомственных наград) в профессиональной деятельности, процедура экзаменования такого кандидата может осуществляться по упрощённой схеме (устный экзамен или тестирование, или оценка портфолио, иное). Решение об упрощённой схеме экзаменования принимает руководитель Органа по сертификации персонала по представлению экзаменатора.

Экзаменаторы определяют четкие критерии оценки результатов экзамена и доводят их до заявителя перед началом экзаменования. Это включает в себя оценку знаний стандартов и процедур профессиональной деятельности, аналитических и исследовательских навыков, личных качеств, профессиональной этики, скорости и точности ответов на вопросы, умений работать с большим массивом данных, формировать выводы о результатах осуществлённой деятельности. При формировании критериев учитывается допустимое количество ошибок, которое может быть сделано заявителем и все еще считаться пройденным экзаменом.

Основанием для признания результатов экзамена удовлетворительными являются не менее 80 % правильных ответов на экзаменационные задания (тестовые вопросы, экзаменационные билеты, деловые игры и экзаменационные задания в других формах).

Общая продолжительность процедуры экзаменования одного кандидата составляет не более 3-х часов (180 минут).

При возникновении спорных вопросов или при несогласии кандидата с результатами экзамена, он имеет право подать апелляцию.

Принятие решений о возможности выдачи сертификата соответствия

Решение о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата соответствия принимается на основании данных и информации (включая документированные свидетельства), собранные в процессе проведения процедуры сертификации, включая решение по заявке, протокол экзаменования и др.

Процедура повторной сертификации идентична процедуре первичной сертификации.

Права и обязанности заявителей сертификации

Заявитель имеет право:

получать услуги по сертификации должным образом, в строгом соответствии с правилами сертификации, нормативными правовыми актами, документами по стандартизации;
на соблюдение режима конфиденциальности информации всеми участниками процедуры сертификации;
на беспристрастность работ по сертификации персонала;
подавать жалобу на действия сотрудников органа по сертификации персонала;
подавать апелляцию в случае несогласия с решением Органа по сертификации персонала.

Заявитель обязуется:

оплатить стоимость услуг сертификации (инспекционного контроля) в установленном договором на сертификацию размере и сроках;
выполнять установленные требования к сертифицированному персоналу, а также требования к проведению работ по сертификации персонала; строго следовать всем правилам, требованиям и процедурам, установленным схемой сертификации;
использовать права, относящихся к сертификации, только с учетом области предоставленной сертификации;
не использовать сертификат и связанные с ним права для продвижения недобросовестных целей или лживых представлений;
осуществлять возврат сертификатов в Орган по сертификации персонала в случае прекращения действия сертификата соответствия, прекратить пользование правами, связанными с использованием сертификата;
не использовать сертификат соответствия вводящим в заблуждение способом;
предоставлять в целях проведения работ по сертификации копии документов в соответствии с требованиями схемы сертификации;
выполнять установленные правилами системы добровольной сертификации требования Органа по сертификации персонала в отношении использования знаков соответствия, ссылок на сертификат соответствия в средствах массовой информации;
информировать (предварительно в письменной форме) Орган по сертификации персонала об изменениях, которые могут повлиять на выполнение требований к сертифицированному персоналу, в том числе установленным схемами сертификации, а именно:
об изменениях опыта и квалификации;
обо всех намечающихся изменениях в опыте и квалификации.
проходить плановый и внеплановый инспекционный контроль в Органе по сертификации персонала, выдавшем сертификат;
прекратить свою деятельность в области сертификации в случае временного приостановления его сертификации;
воздержаться от любых ссылок на свой на статус сертифицированного лица в случае отмены сертификации.

Рассмотрение жалоб и апелляций

Рассмотрение жалоб

Заявитель/сертифицированное лицо может подать жалобу в орган по сертификации персонала при неудовлетворенности деятельностью органа по сертификации персонала в следующих случаях:

не ознакомили с правилами по проведению работ по сертификации или со схемой сертификации;
не ознакомили с требованиями, предъявляемыми к заявителям;
не ознакомили с правами и обязанностями заявителей;
не ознакомили с процедурой рассмотрения жалоб и апелляций;
не довели до сведения об изменениях в процедурах сертификации персонала;
не предоставили решение органа по сертификации персонала;
нарушили принцип беспристрастности и соблюдения конфиденциальности информации и др.

Жалоба подается в письменном виде на имя руководителя органа по сертификации персонала по почте и/или электронной почте. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы или их копии. Руководитель органа по сертификации персонала принимает жалобу, регистрирует и уведомляет подателя жалобы о ее приеме. В течение пяти дней руководитель органа по сертификации персонала рассматривает жалобу и сообщает подателю жалобы о принятом решении в письменном виде. Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, направляется подателю жалобы по почте и/или на электронный адрес в течение пяти дней после его принятия.

Руководитель органа по сертификации персонала имеет право отклонить жалобу если она не относиться к непосредственной деятельности органа по сертификации персонала. Отказ оформляется в письменном виде, с объяснением причины отказа.

Рассмотрение апелляций

Заявитель/сертифицированное лицо может подать апелляцию в орган по сертификации персонала при несогласии с принятым органом по сертификации персонала решением в следующих случаях:

отказ в проведении сертификации;
отказ в выдаче сертификата;
приостановка или отмена действия сертификата.

Апелляция подается в орган по сертификации персонала в письменном виде на имя Председателя комиссии по апелляциям по почте и/или электронной почте в течение срока, не превышающего 30 календарных дней после принятого органом решения. К апелляции могут быть приложены обосновывающие ее документы или их копии. Руководитель органа по сертификации персонала принимает апелляцию, регистрирует ее, уведомляет подателя апелляции о ее приеме и в течении трех дней уведомляет подателя апелляции письмом или по электронной почте о ее приеме и регистрации. Для рассмотрения поданной апелляции руководитель органа по сертификации персонала передает зарегистрированную апелляцию Председателю комиссии по апелляциям, который формирует комиссию из независимых, в части рассматриваемых вопросов, квалифицированных специалистов. Комиссия по апелляциям рассматривает апелляцию в двухнедельный срок. На заседание апелляционной комиссии может быть приглашен податель апелляции или его доверенное лицо.

По результатам рассмотрения апелляции, оформляется протокол заседания апелляционной комиссии, содержащий решение по апелляции, который подписывается всеми членами Комиссии. Копия протокола направляется подателю апелляции по почте, и/или на электронный адрес в течение пяти дней после проведения заседания Комиссии по апелляциям.

При рассмотрении жалоб и апелляций соблюдаются принципы беспристрастности и соблюдения конфиденциальности информации.

Оперативное и беспристрастное рассмотрение жалоб и апелляций часть политики органа по сертификации персонала.

Орган по сертификации персонала несет ответственность за правомерность принятия решения по результатам рассмотрения жалобы/апелляции.

Подача и регистрация заявки на сертификацию

Заявитель заполняет заявку и формирует комплект документов, являющихся доказательством выполнения требований, предъявляемых к заявителям.

Заявка в обязательном порядке включает следующие позиции:

общую информацию о заявителе, включая данные, необходимые для идентификации;
описание заявляемой области сертификации;
обязательство отвечать требованиям к проведению работ по сертификации и требованиям к сертифицированным лицам.

Оформленная заявка с комплектом документов может быть подана в орган по сертификации персонала лично заявителем или направлена почтовым отправлением по адресу органа по сертификации персонала, либо по электронной почте на адрес руководителя органа по сертификации персонала с последующим предоставлением оригинала заявки. Полученная заявка подлежит регистрации в день ее получения.

Отклонение заявки

Основанием для отклонения заявки может служить:

несоответствие образования заявителя заявленной области сертификации или недостаточный опыт работы в заявленной области деятельности;
некомплектность представленных документов после уведомления заявителя о необходимости их дополнительного представления (в рабочем порядке);
другие отступления от требований выбранной области сертификации;
отсутствие оплаты за услуги по сертификации конкретного заявителя;
другие нарушения со стороны заявителя правил и процедур сертификации персонала.

Отказ в проведении сертификации не ограничивает возможность подачи заявителем новой заявки при условии устранения им выявленных несоответствий.

Требования, предъявляемые к сертифицированным лицам

соблюдать правила схемы сертификации;
использовать права, относящиеся к сертификации, только в области сертификации;
не использовать сертификат в целях, подвергающих угрозе репутацию органа по сертификации;
не использовать сертификат вводящим в заблуждение способом;
не делать каких-либо заявлений относительно сертификации, которые могут быть рассмотрены органом по сертификации как вводящие в заблуждение или несанкционированные;
не ссылаться на статус сертифицированного лица после приостановки или отмены действия сертификата;
в случае отмены действия сертификата прекратить деятельность в области сертификации в качестве сертифицированного лица;
в случае отмены действия сертификата возвратить сертификат в орган по сертификации персонала;
выполнять установленные требования органа по сертификации персонала в отношении использования знака Системы добровольной сертификации персонала в области технического регулирования.

Связаться с нами

117418, г. Москва, проспект Нахимовский, д.31, корп.2

osp@gostinfo.ru

+7 (800) 101-92-72 (61-36)

© ФГБУ «Институт стандартизации». Все права защищены.